Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSS
Пятница, 05.06.2020, 04:20







Республика Коми,
Прилузский район, село Чёрныш, пер. Школьный, 8
Телефон (факс) 88213357341, e-mail: scool_chernysh@mail.ru


Вы вошли как Гость
Здравствуйте, Гость!




Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство образования Республики Коми

 
Единое окно доступа к образовательным ресурсам

Федеральный портал "Российское образование"

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов


Портал мониторинга трудоустройства выпускников




Народные гигиенические традиции жителей села Лойма

 

Презентация к работе 

Введение

 

2014 год в Республике Коми объявлен годом здоровья, здорового образа жизни.

Здоровый образ жизни — образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья.

Понятие «здоровый образ жизни» однозначно пока ещё не определено. Представители философско-социологического направления рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом.

В психолого-педагогическом направлении здоровый образ жизни рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации. Имеются и другие точки зрения (например, медико-биологическая), однако резкой грани между ними нет, так как они нацелены на решение одной проблемы — укрепление здоровья индивидуума.

Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций, для активного участия в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности.

Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья [1]. Одним из элементов здорового образа жизни является гигиена: соблюдение правил личной и общественной гигиены. Личная и общественная гигиена включает в себя представление о чистоте тела, одежды, жилища и практические навыки по её сохранению.

Именно поэтому особый интерес вызывает изучение локальных традиций, народного опыта гигиены, сформировавшегося в конкретных природно - экологических и исторических условиях.

Цель исследования: выявить особенности гигиенических традиций в селе Лойма.

Задачи:

  1. Изучить особенности гигиенических традиций народов мира и России.
  2. Собрать материал об особенностях гигиенических традиций села Лойма.
  3. Проанализировать полученный материал.
  4. Сравнить гигиенические традиции в селе Лойма с русскими традициями.

В проведении исследования мною были использованы следующие методы:

  1. Наблюдение.
  2. Анализ и синтез.
  3. Статистический метод.
  4. Интервьюирование.

Основными источниками информации в работе служат:

- полевые материалы, собранные в течение лета 2013 года в деревне Тарасовская села Лойма Прилузского района Республики Коми;

- фотографии места для полоскания белья, сделаны на ручье в деревне Тарасовская;

- предметы, используемые для полоскания белья, собранные и сфотографированные у жителей деревни;

- информаторами были жители данной деревни: Семенюк Л. И., Шехонина Л. В., участники опроса: Засухина В. Г.. Васильева В. И. и др.

Новизна данной работы заключается в отсутствии исследований по данной теме и в том, что изучением традиций гигиены жителей села Лойма до настоящего времени никто не занимался. Эта тема интересна ещё и потому, что в других селах Республики Коми не встречаются такие традиции, тем ценнее и дороже они для местных жителей, а знания, накопленные веками нашими предками для своих будущих поколений, могут утратиться, а со временем и совсем исчезнуть.

Чтобы понять, почему особенности стирки, полоскания белья в селе Лойма отличаются от других сел Прилузского района и Республики Коми, познакомилась с историей села Лойма.

Лойма — село Прилузского района Республики Коми. Расположено на правом берегу реки Лузы, протяженность села составляет более 20 километров. Первые поселенцы осели на территории Лоймы не позднее VIII века н. э., во всяком случае, в IX—XII веках формировался один из лоемских могильников. Судя по погребальному инвентарю, первопоселенцы в основном имели фино-угорское происхождение, причём среди них уже тогда были христиане. В XIII веке в Лойму вливается волна русских переселенцев, бегущих от монгольского нашествия. Ими же строится укреплённый город, просуществовавший до XVII века.

Занимаясь сбором материала, обратила внимание на своеобразный говор жителей села. Из литературных источников выяснила, что лоемский диалект - диалектическая разновидность древнерусского языка с некоторым влиянием вятского и новгородского диалектов. Характерно замена звуков «ц» на «ч», речь быстрая и в то же время певучая. Большое количество архаизмов [2]. В работе привожу цитаты информаторов на лоемском диалекте.

Структура обусловлена задачами работы: введение, где поставлена цель работы, определены задачи и актуальность, перспективы исследования; основная часть состоит из двух глав: гигиенические традиции народов мира, гигиенические практики села Лойма; заключение, где сформулированы выводы по каждой главе и  работе в целом; библиография, использованная при выполнении работы.

Перспектива деятельности очевидна: обогатить историю села Лойма новыми материалами, которые можно использовать на уроках по краеведению и в музейных экспозициях.

 

Глава I. Гигиенические традиции народов мира и России

1. Особенности стирки у разных народов.

История стирки белья уходит своими корнями далеко в прошлое.
Процесс стирки описывается еще в древней Греции Гомером в его «Одиссее». «Сняли все платья и в полные их водоемы ногами. Крепко втоптали, проворным усердием споря друг с другом». В Древней Греции белье стирали так: в глинистой почве рыли небольшие ямы и наливали туда воду. Эти ямы использовались вместо емкости для стирки белья. Прачки сбрасывали белье в ямы, а затем, спрыгнув туда, топтали его ногами. Затем белье полоскали и расстилали на морском берегу. Прибой, завершая работу, тер белье о прибрежную гальку.

Также у моряков существовал свой способ стирки. Они использовали движение судна, грязное белье привязывали к канату и бросали за борт. Мощная струя воды быстро смывала с ткани всю грязь. И сейчас иногда такой способ стирки можно встретить у речников. Услуги прачек всегда пользовались большим спросом, а труд их считался очень тяжелым: с весны до поздней осени стирали в проточной воде на открытом воздухе, стоя на деревянных мостках ,на коленях. Сначала белье кипятили дома в котле, отжимали, а затем несли корзину к реке или пруду. Стирая белье у реки прачки интенсивно обменивались новостями [3].

В России в старину белье замачивали в чанах или бочках и парили. Отбеливали, засыпая "золиво" - золу от гречневой соломы или, например, подсолнухов. После этого туда бросали раскаленные камни.

Женщины, которые не имели возможности пользоваться услугами прачки, устраивали в доме большую стирку примерно раз в месяц. Стирали, как правило, только нижнее и постельное белье и детскую одежду. Все остальное - мужские камзолы, дамские шелковые, бархатные, парчовые, штофные платья, расшитые корсажи не стирали, а лишь держали над паром и затем чистили щеткой. 

Наиболее грязную одежду замачивали в щелочи, потом кипятили. Для выведения жирных пятен использовали мел, для пятен от травы – спирт, для кровавых пятен - керосин. В качестве отбеливателя долгое время использовали человеческую мочу или свиной навоз, лимонный сок.

Чтобы одежда не выцвела, в воду добавляли уксус, буру, щелочь (для черных) или отруби (для прочих цветов). Шелк советовали стирать в керосине.
Одежду стирали в большом ведре или в лохани, часто используя валек или мешалку для белья. Это деревянная палка, на конце которой находится конус или несколько «ножек». Мешалку опускали в ведро с бельем и крутили. Толкушка для белья, ее двигали вверх-вниз, внутри крутился цилиндр, что создавало движение воды [4].

2 .Средства для стирки.

С древних времен для стирки одежды использовались натуральные вещества органического происхождения, такие как: животные жиры, воск, а также корни, кору или плоды растений. Но в VI веке до нашей эры из козьего жира и древесной золы научились варить мыло. Уже в далекие времена многие вещества испытывали на способность удалять загрязнения – соединяя их с золой. Также применяли соду. В древнем Египте ее добывали в озерах, расположенных к западу от Нила. Вместе с содой применялся и калий – точнее, карбонат калия. Основным источником его получения служил древесный уголь. В Риме на холме Сапо при раскопках были обнаружены остатки древнейшего мыла. Легенда гласит, что смесь из растопленного животного жира и древесной золы жертвенного костра смыло дождем в глинистый грунт берега реки Тибр. И как будто стиравшие там белье люди обратили внимание, что благодаря этой смеси одежда отстирывается значительно легче. В руинах Помпей археологи нашли даже целую мыловарню, где были обнаружены готовые куски мыла. Мыло, которое выпускалось в те времена, было слишком жестким и использовалось только при стирке [3].

В России вместо мыла использовали ягоды бузины, корни мыльнянки и сок алоэ. Их измельчали и смешивали с зольным щелоком. Для отбеливания белье помещали на два-три дня в кислое молоко или использовали отвар фасоли, "картофельную" воду.

Мыло часто изготовляли в домашних условиях, из воды, золы и жира. В каждой стране, у хозяек и в пособиях по домоводству было много рецептов различных видов мыла для кружев, для шерсти, для тонких тканей. 

Основные выводы по первой главе. Разные народы использовали различные способы стирки. Но все они были приблизительно одинаковыми: сначала белье замачивали в холодной или горячей воде, затем терли, били, колотили по плоским камням на берегу реки, полоскали, выжимали и сушили.

 

Глава II. Гигиенические практики села Лойма

2.1. Представления о чистоте у лоемских русских

 

Представления о чистоте у лоемских русских очень глубоки. Гигиенические традиции включают процессы мытья в бане, стирки, полоскания, сушки белья.

Шехонина Л.В. пояснила, что люди в селе Лойма всегда были очень чистоплотными. Даже в сенокосную страду нельзя было надевать на сенокос грязный платок, это считалось грехом. Перед мытьем в бане обязательно терли пол веником-голиком (мест. диалект). Пол вытирался до такой степени, что становился белым [7].

О чистоплотности жителей села Лойма говорят ещё и народные приметы, прибаутки, выражения, бытующие в селе до сих пор.

Если в семье кто-то умирал, то до сорокового дня нужно было обязательно перестирать всю его одежду. Эта традиция сохранилась в селе Лойма до сих пор. Л. И. Семенюк рассказывает, что нужно обязательно собрать всю одежду, которую надевал умерший и перестирать её. Если долго не стирать одежду и бельё, в которых умирал человек, то душа покойного будет страдать. Также большим грехом считалось стирать белье в «родительскую» субботу, когда по христианским традициям поминали усопших. Бабушка говорит, «что стирая в такой день, мы заливаем глаза усопшим…». Существует также традиция мытья рук, после прихода с кладбища. Вернувшись с кладбища, бабушка обязательно отправляет всех мыть руки.

Л. И. Семенюк вспоминает, что её мама (моя прабабушка) – Мария Федоровна Иевлева пела моей сестре в детстве, прихлопывая при этом в ладоши:

«Чики долончи, на уличе торговчи.

- Чё продают?

Шильчо, да мыльчо

Да белоё белильчо, да зеркальчо».

Эта побасенка (так её называет моя бабушка) говорит о том, что вещи для личной гигиены ценились и покупались местными жителями. Слова прибаутки обозначают: «шильчо» - иголка с нитками, шитьё; мыльчо – мыло, белоё белильчо – это пудра, возможно румяна; зеркальчо – зеркало.

О значении речки для местных жителей говорят и частушки, написанные о ней.

Нашу ричку я запомню,

Полощу я ряски в ней.

Лучше рички в мире нету,

Всех родней и всех милей.

Занимаясь подбором материала для исследовательской работы, мне удалось собрать словарь слов и выражений, связанных с традициями гигиены местного диалекта:

Вехоть – тряпка.

Вехотка – мочалка («вехоткой крыши те пошоркай» – порти спину мочалкой).

Голик – берёзовый веник, после использования в парилке.

Крыши пошоркать – попереть спину.

Охобачивать – бить, колотить.

Плат – платок.

Ряски – бельё.

Шоркать – тереть.

 

2.2. Особенности стирки белья в селе Лойма

Выяснить особенности стирки белья в старину в селе Лойма мне удалось в ходе беседы с местными жителями: Семенюк Л.И., Шехониной Л.В.

У местных жителей существуют дни, в которые запрещено стирать бельё. Эти дни связаны с христианскими праздниками. В такие дни запрещается не только стирать, но и работать вообще. Стирать запрещается на Параскеву-пятницу (27 октября). В этот день нельзя мыть голову, купать детей. Нельзя стирать в неделю перед Рождеством, «чтобы не пачкать воду». Родительская суббота перед Троицей. В этот день именинницей считалась вода. К ней относились бережно: не топили баню, не стирали белье и не мыли полы.

А вот на неделе перед Пасхой отмечают Великий (Чистый) Четверг. В этот день принято встать до восхода солнца и выкупаться (очиститься от грехов). В этот день очищают дом «от зимней грязи». Обязательно моют весь дом: от потолка до пола. Также в этот день стирают: «Перестирать нужно все ряски: от постельного белья до половиков, занавесок и одежды» [6].

Белье перед стиркой замачивали с золой в больших чугунах. После приготовления пищи чугуны с бельем ставили в русскую печь. Белье в печи оставляли на ночь. Утром вытаскивали из печи и прополаскивали в проточной воде. Воду из-под стирки полагалось обязательно выливать в особое место за домом и ни в коем случае не на дорогу. Иначе односельчане могли подумать, что женщина хочет кого-то испортить с помощью этого ритуала [8].  Если белье было очень грязным, то перед полосканием, его раскладывали на весеннем снегу (приложение 1). Лидия Ивановна Семенюк, пояснила, что это делалось для того, чтобы весенний снег вытянул всю грязь. Замачивали и парили только белое белье. После таких процедур белье становилось по-настоящему белым [6].

С. Адоньева в статье «Полоскание белья: символический порядок повседневных практик» описывает процесс полоскания белья, основная мысль которой сводится к тому, что белье полощут на реке, сделав специальные мостки, причем мостки делают артельно. А вот инструменты для полоскания у каждого свои. Полощут белье на этих мостках только те жители, кто принимал участие в строительстве мостков  [4].  В процессе изучения места для полоскания белья и сам порядок полоскания в селе Лойма мною найдены схожие традиции.

Для того, чтобы понять важность и актуальность в современной жизни места для полоскания в селе Лойма я провела опрос жителей. В опросе принимали участие 11 семей. Возраст опрашиваемых от 35 до 80 лет.

Вопросы для опроса:

  1. Посещаете ли вы речку?
  2. Если да, то как часто?
  3. Цель посещения?

Из 11 опрошенных семей посещают речку – 11.

Часто та посещения у всех разная от 1 раза до ежедневного.

Цель посещения:

- берут воду для питья – 6 семей. Моя бабушка часто отправляет меня на речку за водой. Вот как она это комментирует (местный диалект): «Вода та из рички  окусней, чем из колодча».

- для полоскания белья – 11 семей. Все опрошенные ответили, что прополосканное в речке бельё пахнет внуснее и прополаскивается лучше.

Изучила место для полоскания белья.

Место для полоскания бельяв селе Лойма находится на одной из многочисленных  речушек, впадающих в реку Луза. Речушка не имеет названия. Местные жители называют её просто – «Ричка» (мест. диалект). Место для обустройства колоды для полоскания выбирается там, где имеется наибольший уклон ручья. В этом месте строится деревянный сруб (приложение 2). Из беседы со своей бабушкой Лидией Ивановной Семенюк я узнала, что это место обустроено очень давно: «на моём веку, а мне уж 75 лет этот сруб был всегда и он никогда не переделывался» [6].  В русло речки над срубом ставилась колода, по которой стекала вода в нижнюю колоду (приложение 3). Непосредственно перед срубом, куда стекала вода из верхней колоды устанавливается нижняя колода (приложение 4). Колода сделана из трёх толстых досок, которые скреплены вместе и зафиксированы на брёвнах. Колода должна быть очень устойчива, т.к. во время весеннего разлива воды напор очень сильный и колоду может просто унести потоками воды. Семенюк Л.И. рассказывала, что после весеннего половодья колоду находили в нескольких десятках меторов от сруба: «Мужики веревками связывали колоду и тащили на место» [6].  Доски для колоды выбираются из пород деревьев с с прочной древесиной – сосна, ель, чтобы колода дольше служила. Ещё бабушка вспоминает, что последняя колода была сделана лет 30 назад, а до этого колода была вырублена и выдолблена из ствола дерева, наподобие корыта. Труд этот тяжелый, поэтому на сходе было решено сделать колоду из толстых досок.

Нижняя колода с одного конца, противоположному тому, куда стекает вода из верхней колоды имеет отверстие, в которое стекает вода после полоскания (приложение 5). На вопрос – для чего это отверстие? Лидия Ивановна поясняет: «Вода при полоскании не должна выплёскиваться через край колоды, чтобы не намочить ноги, особенно это важно зимой, когда идя на речку для полоскания белья, одеваем валенки…»[6]. 

Чтобы накопить воду в нижней колоде делают специальное приспособление «заглушку» (приложение 6). «Заглушка» задерживает воду, накопляет её в колоде для полоскания.

Имеется ещё настил, который устраивается непосредственно на колоде, для того, чтобы складывать полоскаемое белье и хлопать его «хлопалкой» (приложение 7).

Вокруг колоды выложен помост, чтобы удобней было полоскать белье (приложение 8).

Есть ещё столик для тазов (приложение 9).

Удалось воспроизвести и весь процесс полоскания белья.

После наполнения нижней колоды водой белье полощут и не выжимая откидывают на настил, «хлопают». После этого те же действия производят со всем остальным бельем. Причем, «хлопают» белье и белое, и цветное, и черное вместе. Но и здесь есть своя особенность, сначала полощут и «хлопают» чёрное белье, затем – цветное и только после этого белое. На вопрос: «Почему полощут белье именно в такой последовательности?», Л. И. Семенюк отвечает: «Чтобы грязная вода от чёрных и цветных рясок при «хлопании» не стекала на белое белье»[6].  После того, как белье прополоскали первый раз и прохлопали, начинают полоскать второй раз, в обратной последовательности. При втором полоскании обязательно белье выворачивали наизнанку, чтобы «белье было чистым изнутри». Счтается, что вывернутая наизнанку рубашка защищает от колдовства. Лидия Ивановна поясняет, что в современных машинах-автоматах белье не вывернешь наизнанку, поэтому и не простирывается и не выполаскивается оно так как нужно.

Мною изучены инструменты для полоскания белья. Они просты и в тоже время очень интересны:

  1. Коромысло. На коромысле в старину носили белье на речку. В настоящее время коромысло заменили более современные приспособления (приложение 10). В селе Лойма коромысо тоже ставят возле входной двери. Почему это делают никто не помнит, но коромысло всегда стоит перед входной дверью. В статье С. Адоньевой описано значение коромысла как апотропея. Коромысло оберегает дом от прихода покойника [4]. 
  2.  Хлопалка (приложение 11). Так в с. Лойма называют приспособление для хлопанья белья. Хлопалка напоминает лопатку, сделанную из твердых пород деревьев (ель, сосна). Она состоит из ручки и широкого основания. Из рассказа моей бабушки (Л. И. Семенюк) я узнала, что хлопалка необходимый атрибут при полоскании белья. В семье берегут эту вещь. Встречаются даже «именные» хлопалки. Мастер, сделавший её вырезает свои инициалы, или инициалы хозяйки. Нельзя оставлять её на речке. Каждую прополосканную вещь колотят. На вопрос: - Зачем нужно колотить белье?», бабушка ответила: «Чтобы белье меньше изнашивалось». По словам бабушки, если выжимать белье руками, то оно быстро изнашивается. Получается, что хлопалка выполняет функцию выжимания. Есть ещё одна традиция, связанная с хлопалкой, после того, как всё бельё прополоскано, нужно обязательно сполоснуть её в чистой воде. У русских этот предмет называется валёк.
  3. Жердь для обтекания белья (приложение 12). Белье в Лойме не выжимают, а для того, чтобы его было не тяжело нести, откидывают на жердь, которая тоже является неизменным атрибутом места для полоскания белья.

Белье в селе Лойма сушат всегда на улице. Делается это потому, что в доме влажное бельё впитывает все запахи, и не кажется таким свежим, как на улице. Перед тем, как развешивать бельё, необходимо его слегка встряхнуть, чтобы избавиться от нежелательных складок и распрямить швы.  При развешивании белья строго соблюдались правила. Белье обязательно развешивалось по «категориям». Простыни к простыням, полотенца к полотенцам и т.д. Рубахи требовалось развешивать воротником к улице, а штаны – штанинами от улицы. Делалось это потому, что считалось, что таким образом человек оберегается от злых духов, «сглазов» и т.д.

В развешивании белья тоже были свои хитрости. При развешивании белья на морозе, чтобы оно не примерзало, веревку протирали тряпкой, пропитанной солью.

Заключение

В результате проделанной работы мне удалось собрать материал об особенностях гигиенических традиций стирки белья в селе Лойма. В беседах с местными жителями были раскрыты те уникальные особенности гигиены, которые не характерны для коми жителей. Были собраны материалы о представлениях о чистоте у лоемских русских. Предания, прибаутки, выражения, связанные с гигиеническими традициями.

Выяснен порядок стирки, его особенности, запреты, связанные со стиркой. При изучении традиций стирки у русских нашлось много схожего в запретах стирки в определенные дни. Интересной особенностью в с. Лойма является отбеливание белья на весеннем снегу. Похожих традиций в коми деревнях мы не нашли.

До сих пор глубоко представлено влияние общерусских практик в традициях полоскания белья в селе Лойма. Навыки полоскания белья передаются из поколения в поколение. Хранятся атрибуты гигиены в каждой семье. Для полоскания белья  обустраивается специальное место. Сохранились и строгие правила полоскания белья.

Весь полученный материал систематизирован и описан в работе. Важно отметить также, что в современном быту применяются традиции и представления о чистоте, значении чистоты для здоровья, сохраненные на протяжении веков. Передаются из поколения в поколение практические навыки по соблюдению гигиенических традиций. Из опроса проводимого с местными жителями выяснился тот факт, что и молодые семьи до сих пор предпочитают полоскать белье на речке. Эти традиции в селе Лойма крепки и остаются актуальными по сей день.

Сделала вывод о том, что гигиенические традиции стирки белья в селе Лойма происходят от русских переселенцев, т.к. в других селах Прилузского района таких традиций нет, либо они не так крепки. Этот вывод подкрепляется ещё и тем, что похожие традиции встречаются у русских и описаны в литературе.

Для местных жителей эта тема остается актуальной. Хотя возможно, что со временем, уйдет в прошлое и эта традиция. Для местного музея истории села я сделала фотографии и комментарии к ним, для того, чтобы оставить эту страницу в истории села Лойма.

 


Поиск
Календарь
«  Июнь 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930










МБОУ "СОШ" с. Чёрныш © 2011-2020
Бесплатный хостинг uCoz