Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSS
Суббота, 28.03.2020, 15:19







Республика Коми,
Прилузский район, село Чёрныш, пер. Школьный, 8
Телефон (факс) 88213357341, e-mail: scool_chernysh@mail.ru


Вы вошли как Гость
Здравствуйте, Гость!




Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство образования Республики Коми

 
Единое окно доступа к образовательным ресурсам

Федеральный портал "Российское образование"

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов


Портал мониторинга трудоустройства выпускников




Проблемы духовно-нравственного воспитания

Смолева Н.Ю., учитель русского языка и литературы

Родительское собрание. 24.03.2011 г.


Вопрос духовно-нравственного воспитания является одной из главных проблем, стоящих перед каждым родителем, педагогом, обществом и государством в целом. 

Приметы и образы нашего времени безрадостны и тяжелы. Ребенок с протянутой рукой. Дети, живущие на вокзалах. Младенцы, от которых отказались мамы. Девочки, торгующие собой на улицах. Подростки и юноши, попавшие в сети наркомании, алкоголизма, ставшие добычей оракулов современных культов наживы, удовольствий, насилия. Два миллиона беспризорных и безнадзорных детей России. Тысячи несовершеннолетних преступников и правонарушителей… Детское горе, не знающее границ.

Нравственные изменения, с которыми встретилось наше общество, оказывает негативное воздействие прежде всего на детей, подростков и молодёжь.  Подрастающее поколение не обладает сформированной культурой и, как губка, впитывает не только положительные, но и отрицательные стороны сегодняшней жизни. 

Сегодня мы начинаем задумываться о том, что наши дети теряют корни в своем отечестве. Они не знают традиций, не помнят родство. Но самое страшное заключается в том, что они не только оттенки добра и зла не умеют различать, но уже не видят разницы между самим добром и злом.

В связи  с этим проблемы духовно-нравственного воспитания относятся к самым актуальным не только в педагогическом, но и социальном плане.

«В лесу не в полночь бывает самое тёмное время, а перед рассветом, - пишет М. Пришвин. 

- Как темно!- скажет кто-нибудь.

И другой ему отвечает, поднимая голову:

-Темно? Значит, скоро будет светать».

Эта притча писателя – доказательство, что духовно-нравственное воспитание является неоспоримой и важнейшей целью общества. Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками человека как личности. Духовность определяется как устремленность личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания. Духовность - это вера в высшие временные истины: Добро, Разум, Справедливость, Любовь. Нравственность представляет собой совокупность общих принципов поведения людей по отношению друг к другу и обществу.   Система духовно - нравственных ценностей,  включает в себя:

патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству;

социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;

семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;

наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога; 

искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое  и этическое развитие;

природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание; 

человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Формирование основных жизненных ценностей происходит в период роста ребенка.   «Новорождённый похож на чистый лист бумаги. Он никакой. Не плохой, не хороший, просто никакой. Человек делает себя сам. Он воспитывает себя. Каждый человек, маленький и большой, обязан отвечать за свои поступки. Подлость – это подлость. И если человек, да особенно маленький, успел ее совершить, он вписал грязную строчку в тот белый лист. И напрасно думать, что в листе этом, как в неряшливой тетрадке, возможны исправления. Нет! Но, к счастью, у него много дней впереди, чтобы вписать в этот белый лист и свои светлые деяния. Двойку или пятерку поставит в конце листа сама жизнь. Первая строчка – начало жизни. Хорошее, доброе, гуманное – как семя: оно прорастает». (Альберт Лиханов.)

Размышляя над проблемами духовного развития человека, философ 19 века П. Чаадаев писал: «…В жизни есть известная сторона, касающаяся не физического, а духовного бытия человека. Не следует ею пренебрегать; для души точно так же существует известный режим, как для тела; надо уметь ему подчиняться. Это – старая истина, я знаю, но мне думается, что в нашем отечестве она еще очень часто имеет свою ценность новизны. Одна из наиболее печальных черт нашей своеобразной цивилизации заключается в том, что мы еще только открываем истины, давно уже ставшие избитыми в других местах и даже среди народов, во многом далеко отставших от нас».

 Если мы посмотрим на себя как на воспитателей своих детей, то заметим, что все хотим от них одного и того же – чтобы они стали добрыми, честными, терпеливыми, благодарными…В этих представлениях и идеалах мы ничем не отличаемся от наших предков. Дело в том, что эти идеалы вытекают из одного источника – православной веры, её Евангельских заповедей. «Свет Христов просвещает всех» - эти слова  сияют на фронтоне храма Московского государственного университета. Вера наших предков сегодня возвращается в нашу жизнь. Проходят тысячелетия, века, но нравственные проблемы остаются одними и теми же.

Если же мы обратим свой взор к истории Государства Российского, к своим истокам, то увидим, что идеалом нашей Родины всегда были святость, духовность и любовь к Родине. Многие видят выход из создавшегося положения в духовности и в первую очередь обращаются к нравственным ценностям православия. Во все времена ядром русской культуры были православные устои и традиции народной жизни. Уход в воспитании от традиций православия - одна из причин нравственного опустошения личности. И, чтобы вернуться к истокам развития духовно-нравственного воспитания, необходимы духовно здоровая семья и школа. 

19 мая 2011г. на базе МОУ «Объячевская СОШ»  прошли I Радонежские юношеские чтения  «Вера и Время». Цель Радонежских чтений – пробуждение интереса и уважения учащихся к истории нашего Отечества, к святыням Земли Коми, традициям Русской Православной Церкви. В чтениях участвовала ученица нашей школы Смолева Мария. Тема ее выступления – «Учимся быть православной семьей». 

В школе процесс воспитания осуществляется в различных формах при помощи разнообразных методов, приемов и воспитательных средств. Они различны в зависимости от возраста ребенка. После начальной школы дети приходят с культурой, сформированной исключительно в семье и первым учителем. Окунаясь в общение во время обучения с более взрослыми учащимися, мировоззрение их расширяется, и задача классного руководителя – контролировать и направлять этот опыт в русло нравственного воспитания и общечеловеческих ценностей.

Учитель осуществляет духовно-нравственное воспитание в процессе обучения, используя для этого содержание изучаемого материала и различные методические приёмы. Классный руководитель проводит эту работу в системе внеурочных мероприятий, т.е. он выступает как основной организатор духовно-нравственного воспитания учащихся во внеурочное время. Перед классным руководителем стоит важная задача по воспитанию у своих питомцев нравственных навыков и привычек, формирование у них единства слова и поведения. В этом плане огромное значение имеет вовлечение каждого школьника в общественную, трудовую и культурно-массовую деятельность. Весьма важной задачей классного руководителя является подчинение всех сторон внеурочной воспитательной работы нравственному воспитанию школьников.

 Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день.

Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень хочется, чтобы детство наших детей было счастливым. Взгляните на детские рисунки. Там всегда нарисовано большое оранжевое солнце, синее-синее небо, густая зеленая трава. Удивительное восприятие мира у наших детей! И нам, взрослым, важно найти гармонию между нашей взрослой успокоенностью и ребячьей взволнованностью, чтобы не погасли искорки доверия и взаимопонимания в глазах наших детей. Необходимо постепенно, в соответствии возрастным особенностям детей, начиная с младшего школьного возраста, осуществлять идеи развития личности.

Духовно-нравственное воспитание - проблема комплексная, и решить ее можно постепенно, включая в этот процесс всех членов социума, как взрослых, так и детей.

«В воспитании человека важно добиться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счастья». (И.Ф. Свадковский)


Поиск
Календарь
«  Март 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031










МБОУ "СОШ" с. Чёрныш © 2011-2020
Бесплатный хостинг uCoz